Сообщения на форуме





Веды и сыроедение



Необходимость в открытии этой темы возникла в связи с распространенными вопросами преданных, придерживающихся жесткой вегетарианской диеты (веганы, в том числе моноеды, фрукторианцы) и/или планирующих вообще отказаться от употребления грубой материальной пищи (праноеды, солнцееды и т.д.), о соответствии такого режима питания практике преданного служения, в том числе вкушению прасада, состоящего из пищи животного происхождения (молочных продуктов) или подвергнутого термической обработке (вареной, жареной, копченой, пареной и т.д.).

Для преданных-сыроедов крайне важно беспристрастно разобраться в этой теме с тем, чтобы не причинить вреда своей духовной жизни.

Насколько это возможно, постараемся квалифицированно разъяснить все эти нюансы, опираясь на авторитетные источники (ведические писания, в т.ч. аюрведу, наставления старших преданных, современные научные данные и т.д.). Чрезвычайно важно понять необходимость такого подхода. Потому что в этом заключается корень всех проблем. Человек - это несовершенное живое существо, познающее мир с помощью несовершенных же органов чувств. И если при выборе того или иного пути духовного (или как ему кажется "духовного") развития, в том числе и связанного с режимом питания, он будет опираться исключительно на "собственное понимание", "ощущения в теле", "логику" и т.д., он обязательно падет жертвой ошибки. Веды нас предостерегают от совершения таких ошибок, предупреждая, что любое важное решение в своей жизни человек должен принимать только опираясь на принцип: гуру (духовный учитель, специалист, знающий человек) - садху (святой, опытный человек, являющий своей жизнью пример применения ведических предписаний) - шастры (авторитетные священные писания).

Приведем основные доводы, на которые опираются представители "сыроедческой" диеты при обосновании своих пищевых предпочтений.

Первый аспект.
Сырая пища - самая здоровая пища.
Это предубеждение основывается на том, что во время процесса приготовления пищи на огне она теряет свои полезные свойства ввиду разрушения важных ферментов, витаминов и т.д. В связи с этим такая пища становится "бесполезным балластом" в желудке и не приносит никакой пользы.

Эта позиция не вполне соответствует ведическим писаниям. С точки зрения Вед люди, пекущиеся о собственном здоровье не ради преданного служения, а для удовлетворения собственных чувств, обладают одним из самых низких уровней сознания в системе Панча-Кроши (пять уровней сознания), который называется пранамайа (второй уровень сознания).

Эта страсть к чрезмерной заботе о своем здоровье характеризуется рядом признаков. В своей жизни человек опирается исключительно на названную концепцию, ставя ее "во главу угла" и соизмеряя каждое свое действие с тем, полезно оно для здоровья или нет. То есть состояние здоровья своего тела он возводит в ранг цели жизни. Отсюда появляются поговорки, типа "Было бы здоровье, а остальное все приложится". Максимально, чего могут достичь эти люди в своей духовной жизни - это знания о начальных ступенях аштанга-йоги - т.н. "хатха-йоги" (яма-нияма-асана-пранаяма).

Специалисты в области Аюрведы придерживаются несколько иной точки зрения на этот вопрос и считают, что потенциал питательных веществ не может проявиться в полной мере, если пища не испытала воздействия Агни (тепла), то есть не была подвергнута термической обработке. Процесс тепловой конверсии, происходящий по ходу приготовления пищи, экономит пищеварительный агни. Последнему не приходится расходовать себя для превращения питательных компонентов в удобоусвояемую организмом форму.

Агни отвечает за преобразование вообще, Питта же – за конкретные процессы преобразования в организме. Питта вырабатывает секреты, необходимые для метаболизации пищи. Слабый Агни вызывает уменьшение пищеварительной способности Питты.

Чтобы увлажнить сухую и грубую, сырую (неприготовленную) пищу секретами Капхи, нам приходится тщательно пережевывать ее. Это истощает Капху и увеличивает Вату. В конце концов, сырая пища дает организму меньше веществ и энергии, особенно для использования в пострезорбтивном метаболизме (випаке), чем если пища была приготовлена на огне.

Жесткая, грубая, холодная пища увеличивает Вату. Сыроеды часто страдают возбужденной Ватой, о чем свидетельствует сухая, грубая кожа, легкое истощение, плохая способность к концентрации, разбросанность мыслей и слабое пищеварение. Эти симптомы ярче проявляются у людей с уже присутствующей Вата викрити.

Все сказанное вовсе не означает, что следует исключить потребление сырой пищи. Просто она должна составлять не более 25% нашего рациона. При этом существуют два исключения – ожирение и возбуждённая Капха. При ожирении и в случае возбужденной Капхи разделяющее и истощающее влияние сырой пищи позволяет ей быть очень полезной для здоровья.

По материалам книги С.М. Неаполитанского "Аюрведа на каждый день"


Больше всего сыроедческая диета полезна тем, у кого конституция питта-капха (Узнать свою дошу).

На сегодняшний день отсутствуют однозначные как аналитические, так и статистические научные данные, свидетельствующие о том, что постоянное строгое сыроедение подходит произвольному человеку в любой период жизни, включая период роста, беременность, лактацию и тому подобное.

Второй аспект.
Сыроедение - это полное следование принципу ненасилия и отказа от эксплуатации других живых существ (например, коровы при дойке).

В материальном мире полностью отказаться от насилия или эксплуатации других живых существ невозможно. Для того, чтобы получить такую возможность, живое существо должно покинуть физическое тело. Огромное количество живых существ, окружающих нас повсюду, погибает ненамеренно в процессе жизнедеятельности материального тела(при дыхании, приеме пищи, передвижении и т.д.). То же самое касается и вопроса эксплуатации. Вся деятельность человека построена вокруг эксплуатации других (на работе, дома и т.д.). За эксплуатацию человека во время трудовой деятельности ему платят деньги, однако корове за ее эксплуатацию деньги не нужны. Вознаграждение она получает по другому (через заботу, предоставление пищи, содержания и т.д.). Насилия и эксплуатации в этом мире не избежать, но их можно отрегулировать на основе ведических предписаний.

Что касается вопроса о необходимости отказа от молочных продуктов по этическим соображениям (т.к. животные содержатся в ужасных условиях), приведем цитату из ответа на аналогичный вопрос Чайтаньи Чандры Чарана прабху:

Эти утверждения справедливы. Коров подвергают чудовищному насилию. С этим отношением к таким ценным животным нужно бороться. Нельзя мириться с бойнями и "производством" молока. Человек не может считаться человеком, пока совершает такие зверства. По закону кармы бойни животных переходят в бойни человеческие – войны. Так много крови проливается в мире. Это настоящая бойня.

Однако отказ от молока – это не выход из положения, а наоборот увеличение проблемы. Единственное, что связывает человека и корову с точки зрения ахимсы – это молоко и навоз. Заменить их на самом деле нечем. В Ведах утверждается, что молоко – это жидкая религия, подобно молоку матери, которому полноценной замены тоже нет. Это утверждение могут хорошо объяснить аюрведические доктора. Я не врач.

Кроме этого, корова не может жить без заботы человека. Ей нужен кров, пища на зиму и защита от мясоедов. А самое главное, им нужна человеческая любовь. Тогда она сама с удовольствием дает человеку молоко, для нее это не проблема. Кормить человека – это ее предназначение. Сейчас человек стал врагом коров и быков, поэтому не хватает хорошего молока и навоза. В результате мозги у людей отравлены химикатами, а молоко не дает прежней силы интеллекту. Люди не понимают, что убивают собственную мать.

Итак, если люди вообще не будут пить молоко, то на корову станут смотреть только как на источник мяса и станет еще хуже. Как здесь упоминалось, коровы еще живут какое-то время, пока дают молоко, а быкам вообще не дают этого права. Такие жестокие люди. Хотите крови? Но вот молоко коровы – это тоже ее кровь, трансформированная материнской любовью. Берите ее в форме молока, зачем убивать мирное животное, которое уже обеспечивает вас ценнейшей пищей?


Третий аспект.
Сырая пища - самая естественная пища.
Эта позиция обосновывается тем, что в пищевой цепочке человека не могла фигурировать поджаренная и приготовленная пища (естественным образом отсутствующая в дикой природе), а также мясо животных, молоко другого биологического вида и тому подобное, поэтому именно сырая пища является наиболее естественной с биологической точки зрения.

Веды называют такое мышление "философской спекуляцией", пустым умствованием, характерным для людей третьего уровня сознания - манамайи (поиски истины на основе собственных измышлений).

По материалам Интернета:
Многообещающий тезис любителей сыроедения "Чем естественнее, тем здоровее!" звучит эффектно, но не очень убедительно. Природа не дает здоровья просто так. В ходе эволюции разные группы растений развили ту или иную стратегию выживания, некоторые из них накапливают ядовитые вещества как защитное приспособление от съедения. А человеку природа предоставила шанс найти способы удаления или нейтрализации этих веществ. К примеру, для миллионов людей бобовые представляют собой основной продукт питания благодаря высокому содержанию в них белка, однако в них много ядовитых веществ. Употребление бобовых в сыром виде в большом количестве или регулярно очень вредно.

Пшеница и другие злаки содержат малополезные вещества, которые удаляются только при термической обработке. Поэтому многие предпочитают хлопья, представляющие собой зерна злаков после соответствующей обработки, которая делает их более пригодными для употребления. Это лучше, чем сырая каша из раздробленных и размягченных зерен.
К ядам относится также щавелевая кислота, которая содержится в шпинате, ревене, щавеле и мангольде. Щавелевая кислота набивает оскомину, нарушает нормальное усвоение организмом важнейших минеральных веществ. При избытке щавелевой кислоты кальций, необходимый для укрепления костей, и кроветворные белки не принимаются организмом. В итоге у особо чувствительных к щавелевой кислоте людей может развиться почечнокаменная болезнь. Содержащие щавелевую кислоту овощи в сыром виде особенно противопоказаны пожилым людям и детям. Уже наши прапрабабушки знали, что листья и стебли щавеля необходимо ошпаривать или отваривать, а жидкий отвар не употреблять.
Страдающим аллергией обычно рекомендуют есть вареную пищу, а не сырую. Аллергики остро реагируют на определенные белковые вещества, которые только при термической обработке изменяются настолько, что иммунная система аллергика на них не реагирует и пища переваривается без затруднений.


Четвертый аспект.
Сыроедение - это необходимый этап для постепенного отказа от пищи, прекращения зависимости от еды, ступень к получению освобождения из материального мира.

Это тонкий эгоистический мотив, характерный для гьяни и других имперсоналистов, занимающихся духовной практикой ради прекращения страданий (то есть по большому счету для собственного удовлетворения). В этом проявляется вездесущая концепция "Я и Моё": Я - господин и Мое имущество. Таким йогам независимость нужна для собственных целей, а не для удовлетворения Господа. Это не соответствует духу бхакти-йоги.

Для бхакт вкушение прасада - это не один из бесчисленных видов материальной деятельности для наслаждения собственных чувств. Для преданных прасад - это милость Бога, а его вкушение - одна из разновидностей преданного служения. Прасад не рассматривается с материальной точки зрения как набор каких-то продуктов, компонентов, микроэлементов и т.д. После предложения Кришне прасад приобретает духовную природу. Мы не видим это собственными глазами, так как лишены трансцендентного видения. Мы многое, чего не видим глазами и не слышим ушами. В этом несовершенство человеческой натуры.

Мы последователи Чайтаньи Махапрабху и Шрилы Прабхупады, поэтому строим режим своего питания, опираясь на их ачар (пример). Главная проблема материального мира - это рождение и смерть, колесо самсары. И единственное, что может ее успешное решить - служение Кришне. Один из аспектов служения - готовить для Кришны вкусные блюда и вкушать прасад, а Кришне нравятся многие блюда, приготовленные на огне и из молока.

По материалам сайта krishna.ru:
Цель духовной практики не в том, чтобы стать веганами. Есть веганы-животные. Например - панда, ест только побеги бамбука. Это не какое-то великое достижение. Цель практики сознания Кришны - возродить изначальное духовное сознание живого существа - сознание Кришны. В нашей практике мы руководствуемся не мнением ума или мнением окружающих, мы руководствуемся наставлениями духовного учителя, Шрилы Прабхупады, всех предыдущих Ачарьев и священных писаний (гуру-садху-шастры). Гуру-садху-шастры не требуют быть веганом, чтобы практиковать сознание Кришны. Достаточно не есть мясо, рыбу, яйца, то есть быть лакто-вегетарианцем, и что еще важнее, предлагать Господу пищу, есть только Кришна-прасад. Кришна принимает как подношения и молоко и молочные продукты. Поэтому можно спокойно предлагать Господу их. Это авторитетно.


Нектар преданности, стр. 149-150:
Шрила Рупа Госвами советует не привязываться к материальным чувственным наслаждениям, но в то же время наслаждаться всем, что связано с Кришной. К примеру, мы не можем совсем отказаться от еды, и человеку хочется вкусной пищи, чтобы удовлетворить свою потребность в еде. В этом случае, не ради удовлетворения языка, а для удовлетворения Кришны, можно приготовить вкусные блюда и предложить их Ему. Это и будет истинным отречением. Можно готовить вкусную еду, но пока она не предложена Кришне, мы не должны прикасаться к ней. Истинное отречение состоит в том, чтобы отвергать все, что не было предложено Кришне. И одновременно такое отречение дает человеку возможность удовлетворять потребности своих чувств.

Имперсоналисты, пытающиеся избегать всего материального, иногда подвергают себя суровым аскезам, но при этом они упускают возможность служить Господу, и потому их отречения еще не достаточно для достижения совершенства. Известны случаи, когда имперсоналисты, практиковавшие такое искусственное отречение, никак не связанное с преданным служением, падали, вновь привлеченные материальной скверной. Даже в наше время есть довольно много людей, формально отрекшихся от мира, которые на словах признают истинность духовного бытия и ложность материального. Тем самым они демонстрируют свое показное отречение от материального мира. Но поскольку они не в состоянии подняться до уровня преданного служения, им не удается достичь своей цели, и чаще всего они снова возвращаются к материальной деятельности, посвящая себя филантропии или политике. Истории известно много подобных санньяси, которые отвергали материальный мир, объявляя его ложным, но потом вновь возвращались в него, так как не стремились обрести подлинный покой у лотосных стоп Господа.

Мы не должны отвергать того, что может быть использовано в служении Господу. В этом секрет преданного служения. Нужно принимать все, что может найти применение в сознании Кришны и способствовать нашему совершенствованию в преданном служении.


Шримад Бхагаватам (8.6.12):
Подобно тому как человек может получить огонь из дерева, молоко из вымени коровы, хлебные злаки и воду из земли, средства к существованию от промышленных предприятий, он так же может служением Господу даже в этом материальном мире добиться Tвоей благосклонности или духовно приблизиться к Tебе. Все, кто благочестив, подтверждают это.

КОMMЕНTАРИЙ:
... В этом стихе практика бхакти-йоги сравнивается со многими материальными действиями. Путем трения можно добыть из дерева огонь; вспахивая землю можно вырастить хорошее зерно и достать воду; корова, если ее подоить, даст прекрасное, подобное нектару молоко. Mолоко сравнивают с нектаром, который пьют, чтобы достигнуть бессмертия. Разумеется от того, что пьешь молоко, невозможно стать бессмертным, но оно продлевает жизнь. В наше время люди не придают молоку важного значения и поэтому не очень долго живут. Хотя в наш век человек может дожить до ста лет и продолжительность жизни в наше время сокращается потому, что люди не пьют достаточно большого количества молока. Это примета Кали-юги. В эпоху Кали-юги люди вместо того, чтобы пить молоко, предпочитают убивать животных и есть их мясо. В Своих наставлениях в Бхагавад-гите Всевышний рекомендует го-ракшйю - защиту животных.

Корова должна быть защищена, следует выдаивать молоко у коров и оно должно использоваться различными способами. Следует пить много молока и таким образом продлевать свою жизнь, развивать свой ум, исполнять свой долг преданного служения и, в конечном итоге, заслужить расположение Верховной Личности Бога. Подобно тому, как важно добывать зерно и воду, вспахивая землю, так же важно разводить коров и доить их, чтобы получить молочный нектар.

Бесплатный хостинг uCoz